13 ноября 2024 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Горки» прошло заседание районного круглого стола для специалистов осуществляющих социально-педагогическую поддержку и оказывающих психологическую помощь.
На заседании было рассмотрено такое понятие как «субкультура», а также виды молодежных субкультур, их влияние на поведение и психику детей и подростков.
Что же скрывается под понятием «субкультура»? Это группы в обществе, нормы и ценности которых отличаются от общепринятых.
В случае со многими современными субкультурами речь идет об отказе от человеческой природы, о попытке «движения назад». Ждать, что из этого вырастет что-то прогрессивное или даже эволюционно приемлемое, не приходится. Неформальные молодёжные объединения на детей и подростков могут влиять по-разному.
Первоначально важно понять, какие проблемы есть у ребёнка или подростка. И решать их нужно через спокойное общение в кругу семьи или с помощью педагога-психолога. Какие же проблемы могут сподвигнуть ребёнка к девиантному поведению:
проблемы в семье;
потеря близкого человека;
взаимоотношения со сверстниками, например, буллинг;
проблемы в школе с педагогами;
абьюзивные отношения;
успеваемость в школе или в секциях;
желание соответствовать чьим-то ожиданиям;
интернет, где через социальные сети могут пропагандировать, что девиантное поведение – нормально.
Любая субкультура может быть опасной для ребёнка и подростка. Если не заметить тревожные звоночки в поведении ребёнка, это может привести к: изоляции, депрессии, психическим заболеваниям. Например, диссоциативному расстройству идентичности.
Это крайние варианты исхода событий. Важно наблюдать и разговаривать с ребёнком, чтобы такого не допустить. Если в процессе изучения себя подросток выйдет за рамки, родители и педагоги обязательно должны прийти к нему на помощь.
В системе современного образования важное место занимает психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В связи с этим вопросы доверия к профессионализму и к личности педагога-психолога, готовности обратиться к нему за помощью, уверенности в защищенности своего внутреннего мира от постороннего вмешательства в той или иной степени волнуют каждого участника образовательного процесса. Психолог координирует взаимодействие всех участников образовательного процесса, опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития.
С целью повышения психологической компетентности участников образовательного процесса в период с 23 по 28 сентября 2024 года в учреждениях образования Горецкого районо прошла «Неделя психологии».
Каждый день имеет свое название в соответствии с проводимым мероприятием. Мероприятия проводятся преимущественно на переменах и направлены на поддержание позитивной доброжелательной атмосферы в учреждении образования. Мероприятия каждого дня «Недели психологии» организуют педагог-психолог и педагог-социальный по согласованию с администрацией учреждения образования.
5 апреля 2024 года на базе государственного учреждения образования «Горецкий районный социально-педагогический центр» (далее – Центр) проведен семинар-практикум для педагогов-психологов учреждений образования Горецкого района. В семинаре-практикуме приняло участие 17 специалистов. Семинар-практикум провел педагог-психолог Центра Анюховская Татьяна Витальевна, которая прошла обучение в государственном учреждении образования «Могилёвский областной социально-педагогический центр» по теме «Организация работы с семьями, в которых родители злоупотребляют алкогольными напитками».
В ходе работы специалисты учреждений образования Горецкого района были ознакомлены с теоретическими основами работы педагога-психолога с семьями, в которых родители злоупотребляют алкогольными напитками. Теоретические основы были проработаны практическими упражнениями, содержание которых было направлено на: обозначение и проработку трудностей; осмысление того, что зависимость может лишить всего, что у человека может быть ценного. Педагоги-психологи учреждений образования были сориентированы на выполнение задач в работе с законными представителями, детьми из семей, в которых родители злоупотребляют алкогольными напитками, способствующих устранению причин и условий, повлёкших создание неблагоприятной для детей обстановки.
Специалистам учреждений образования было предложено данные практики включать в План мероприятий по устранению причин и условий, повлёкших создание неблагоприятной для детей обстановки.